История американского энергетического бума за последние 10 лет невероятна. Новые технологии добычи нефти из сланца привели к революции, в результате чего США стали первым производителем нефти в мире.
За последние две недели, когда нефтяные фьючерсы обрушились до минимальных значений и впервые в истории показала отрицательное значение. Нефть к концу недели отскочила от отрицательных цен, но по-прежнему остается вблизи минимумов: фьючерсы West Texas Intermediate находятся в районе $11 за баррель, а фьючерсы на Brent — в районе $19.
«Следующие несколько месяцев Северная Америка может увидеть самое сильное снижение активности бурения и завершения всех работ за один квартал и это впервые за несколько десятилетий», — рассказал недавно инвесторам генеральный директор Schlumberger Оливье Ле Пеуш.
После такой ситуации, акции каких компаний могут оказаться в лучшем положении?
Особенности нефтяного рынка WTI предполагают ограниченную емкость для хранения нефти и механизм фьючерсов, который инвесторы используют для торговли нефтью.
Каждый месяц 99% этих контрактов закрываются до истечения срока их действия. Если трейдер не успевает закрыть текущий контракт, то ему грозит физическая поставка нефти, в отличие от нефти марки Brent. Как правило, сырье доставляется в терминал Кушинг в Оклахоме.
В обычное время будущая цена на нефть к концу месяца сходится с настоящей ценой. Покупатель принимает поставку без проблем и перемещает сырую нефть в резервуар для хранения.
Но только что закрывшийся майский контракт оказался в рекордном минусе. Трейдеры поняли, что из-за падения спроса на нефть, для них просто не хватит хранилища, как только нефть будет фактически поставлена. Тогда они всеми силами пытались продать свою нефть до конца торгов во вторник, и обваливают цену.
Чтобы понять, почему это произошло, помогает узнать история контракта WTI. Фьючерсы West Texas Intermediate начали торговаться в 1983 году. В то время на американском нефтяном рынке было очень мало прозрачности.
«Нефтяные компании буквально раз в месяц называли цену, которую готовы были заплатить за нефть в этом месяце «, — говорит Redoglia, генеральный директор компании Matrix Global, которая проводит аукционы по хранению сырой нефти в Кушинге. Поскольку рынок начал торговать WTI, это позволило производителям страховать себя фактом продажи, а нефтеперерабатывающим предприятиям покупать по бывшим ценам.
Инфраструктура в Кушинге значительно выросла по мере увеличения объема, благодаря внедрению контракта WTI. Вначале, у Кушинга, где пересекаются трубопроводы со всей страны, было около 6 миллионов баррелей хранения, отмечает Redoglia. Сейчас у него 90 миллионов, хотя по логистическим причинам действует только около 70 миллионов.
Краткосрочные фьючерсы торгуются на гораздо более низких уровнях, чем фьючерсы, запланированные на поставку в конце этого года. Июньские фьючерсы около $17 за баррель, тогда как фьючерсные контракты на следующий январь торгуются за $29.
Нефтетрейдеры начали видеть то, что должно было произойти в середине марта, после того как Саудовская Аравия не сократила добычу и стали появляться данные о потерях от Covid-19.
Хранилище, которое продавалось за семь центов за каждые 1000 баррелей на аукционе Matrix, быстро выросло в пять-семь раз в течение следующих нескольких дней.
Биржевой фонд США по торговле нефтью (USO), самый популярный для инвесторов способ сделать ставку на цену нефти. USCF изменил активы в фонде, переведя часть своих инвестиций на менее волатильные фьючерсные контракты.
В настоящее время USO торгуется выше своей базовой чистой стоимости активов, добавляя новый риск для любого, кто хочет попасть в нефть. Ситуация Contango сделала USO проблемной инвестицией — форма кривой нефтяных фьючерсов показывает, что каждый раз, когда контракт смещается на следующий месяц, фонду приходится продавать нефть низко и покупать ее выше.
Последние потрясения на нефтяном рынке связаны с ненадежной инфраструктурой — торговыми инструментами и резервуарами для хранения, которые не были готовы к таким изменениям на рынке.
Но отвергать отрицательные цены как краткосрочную аномалию было бы недальновидно. Рынок нефти находится в неопределенности: предложение по-прежнему опережает спрос примерно на 20 млн баррелей в день, или более чем на 20% рынка. Предложение либо должно резко упасть, либо спрос должен подскочить выше, более чем до 90 миллионов баррелей с нынешних 75 миллионов.
Саудовская Аравия из-за удобства условий добычи может пробурить баррель за 8 долл. Американские производители могут позволить себе цену только свыше 20 долл, чтобы хотя бы покрыть расходы.
Акции производителей сильно подешевели. Показатель ETF (XOP) по разведке и добыче нефти и газа SPDR S & P снизился на 50%. Но компании все еще не привлекательны на этих уровнях, даже для людей, которые считают, что цены на нефть вырастут в следующем году.
Нефтяные компании в целом находятся в тяжелом положении, но некоторые компании смогут выиграть.
Chevron (CVX), акции компании отыграли половину падения. Интегрированная компания, которая проводит операции почти на каждом этапе добычи и распределения нефти.
ConocoPhillips (COP) может оказаться лучше конкурентов, у компании есть значительный бизнес за пределами США, так что результаты ее работы больше связаны с Brent, чем с ценами на WTI.
Phillips 66 (PSX) владеет трубопроводами и сетью АЗС.
Schlumberger (SLB) бизнес нефтесервисного провайдера выглядит более устойчивым после сокращения дивидендов на 75% в этом месяце.