Акции крупнейшей частной нефтяной компании России ЛУКОЙЛа можно смело назвать самой волатильной бумагой на рынке последних дней января. Виной тому ошибка в расчетах индекс-провайдером MSCI так называемого FIF (foreign inclusion factor), или коэффициента, учитывающего долю акций в свободном обращении. FIF оказывает прямое влияние на то, какой процент займут акции компании в индексах MSCI. Если коэффициент меняется в бОльшую сторону, их доля увеличивается, что приводит к покупкам акции со стороны индексных фондов и росту ее котировок. Если коэффициент снижается, действует обратная логика, и акция падает.
Необходимость пересчета FIF возникла после публикации ЛУКОЙЛом 28 января итогов обратного выкупа собственных акций. Напомним, что 3 декабря 2019 года на общем собрании акционеров было одобрено решение об оферте на 25 млн. акций по 5 300 руб. В период действия оферты к выкупу было предьявлено чуть больше 22 млн. акций, 98% из которых принадлежали 100% дочке Lukoil Securities Limited. Поскольку приобретенные акции поступят на казначейский счет ЛУКОЙЛа, они подлежат погашению, что уменьшает количество акций в уставном капитале с 715 млн. до 693 млн. шт.
Согласно открытой методике MSCI, коэффициент FIF должен был повыситься, однако 30 января индекс-провайдер сообщил о сохранении FIF на уровне 0,55, что в совокупности с сокращением общего количества акций должно было привести к падению доли акций ЛУКОЙЛа в индексах MSCI и, как следствие, оттоку около $125 млн средств индексных инвесторов. Акции компании отреагировали на это сообщение резким снижением на 3%.
Однако, уже после закрытия торгов MSCI решил пересмотреть своё решение и всё-таки повысил коэффициент FIF с 0,55 до 0,6, что увеличивает долю акций ЛУКОЙЛа в индексах и может привести к притоку в них около $220 млн. средств индексных инвесторов. Как следствие, акции компании открыли торговую сессию 31 января гэпом вверх на 3%.
Подобного рода ошибки со стороны столь крупных и уважаемых институтов как MCSI встречаются крайне редко. Остается надеяться, что это действительно была техническая ошибка, а не успешная попытка манипулирования ценами. Одного манипулятора из одного очень белого дома в текущее неспокойное время мировой экономике более чем достаточно.