Первичное публичное размещение Airbnb и DoorDash, которые должны состояться на этой неделе, будут использовать аукционный механизм, призванный привести стоимость сделки к рыночным ценам. Аукционный механизм поможет сгладить растущую критику со стороны Кремниевой долины и других стран в отношении того, что компании недооцениваются в процессе IPO.
При проведении аукциона институциональные инвесторы должны представить через электронный портал количество акций, которые они готовы купить, и цены, которые они готовы заплатить. Такой процесс был использован в сентябре в рамках IPO Unity Software (тикер: U), производителя инструментов для разработки видеоигр. Этим IPO руководил Goldman Sachs.
Сервис аренды жилья Airbnb будет торговать под тикером ABNB, планирует продать до 56,5 миллиона акций в прогнозируемом диапазоне от 56 до 60 долларов за акцию, а в понедельник этот диапазон будет поднят с 44 до 50 долларов за акцию.
Сервис доставки еды — DoorDash планирует продать 33 миллиона акций в прогнозируемом диапазоне от 90 до 95 долларов за акцию. Акции DoorDash, которые будут иметь тикер DASH, как ожидается, будут оценены во вторник, а Airbnb-в среду. Ведущий андеррайтер Airbnb — Morgan Stanley, а для DoorDash — Goldman.
При обеих сделках андеррайтеры и компания устанавливают цену IPO, и только те инвесторы, которые делают ставки по этой цене или выше, будут распределены по акциям. Компании будут определять, какие инвесторы в этой группе получат акции. Это означает, что крупные, влиятельные инвесторы, такие как Fidelity и BlackRock, могут быть исключены из обеих сделок, если они не предложат достаточно высокую цену.
В аукционах в голландском стиле, таких как IPO Google в 2004 году, цена устанавливается достаточно высокой, чтобы выигравшие инвесторы получали полное или пропорциональное распределение.
Допустим, цена IPO Airbnb установлена на уровне 60 долларов и есть участники торгов на 113 миллионов акций по этой цене или выше (вдвое превышающей размер сделки), тогда компания в консультации с андеррайтерами во главе с Morgan Stanley решит, кому из этих инвесторов будут выделены акции.
Преимущество Airbnb заключается в том, что он может контролировать, какие инвесторы приобретают акции компании и будут поддерживать долгосрочных держателей акций, а не тех, кто заключит сделки ради быстрой прибыли. Некоторые инвесторы, которые делают ставки выше клиринговой цены, могут получить полное распределение, а другие могут быть полностью закрыты.
Получив информацию о том, сколько инвесторы готовы заплатить, акции Airbnb и DoorDash могут быть оценены ближе к той стоимости, по которой они будут торговаться в первый день.
Однако, этот процесс не является точным. Unity оценила свое сентябрьское IPO в 52 доллара за акцию, а в первый день она выросла на 32% до 68 долларов. Сейчас он торгуется выше 150 долларов.
При традиционном механизме андеррайтинга IPO инвесторы указывают цену и количество в пределах диапазона и ниже, но не выше. Из-за этого компаниям и андеррайтерам было сложно оценивать спрос выше установленного диапазона. На практике большинство заказов на типичном IPO являются «рыночными», что означает, что инвестор соглашается покупать акции в любом месте диапазона цен.
А поскольку технологические и другие IPO генерируют высокий спрос, это может помочь создать ситуацию, когда IPO имеет низкую цену, а затем имеет большую прибыль или популярность в первый день. Во многих случаях количество заявок на горячие IPO превышало более чем в 30 раз, что порождало ажиотаж в первый день торгов, поскольку инвесторы боролись за акции.
Венчурный капиталист Билл Герли из Benchmark подвергает резкой критике процесс IPO, регулярно утверждая, что компании и их сотрудники становятся недооцененными, когда IPO оцениваются слишком низко, и что богатство передается институциональным покупателям сделки.
«Традиционный способ выхода на публику систематически нарушается и каждый год лишает основателей, сотрудников и инвесторов Кремниевой долины миллиардов долларов”, — написал Герли в своем блоге в августе. Он отметил, что IPO в первом полугодии 2020 года были занижены в среднем на 31% по цене закрытия первого дня на общую сумму около 8 миллиардов долларов.
IPO Airbnb и DoorDash, каждое на сумму около 3 миллиардов долларов, являются значительными по стандартам IPO, но относительно малы по сравнению с размером портфелей крупных институциональных инвесторов, ориентированных на рост.
Заставляя инвесторов указывать, какую цену они готовы заплатить, компании должны получить лучшее представление о спросе и иметь возможность установить цену IPO, которая является более справедливой.
Учитывая высокий спрос на обе сделки, новая концепция гибридного аукциона столкнется с важным испытанием на этой неделе.