На фоне эпидемии коронавируса с начала 2020 года курс доллара по отношению к рублю вырос уже на 5,5% до отметки 65,5.
Мы видим беспрецедентные меры, на которые приходится идти странам, для того чтобы не допустить дальнейшего распространения эпидемии. Из-за введенного карантина в Китае и других странах существенно снижается количество путешествий и деловых поездок по миру. Также люди сознательно отказываются от поездок в проблемные регионы с высоким количеством заболевших, как например в Италию.
Естественно, это не может не сказаться на спросе на топливо и цены на нефть уже показали серьезное снижение. Нефть марки Brent упала на 21% с начала года с 66 до 52 долларов за баррель. Также скорректировались цены на промышленные металлы, экспортом которых занимаются российские компании. Ни для кого не секрет, что стабильность российской экономики сильно зависит от цен на нефть и промышленные металлы.
Сейчас по-прежнему сложно спрогнозировать насколько масштабной будет эпидемия. Но если начнут появляться новые очаги эпидемии, то влияние карантинных мер будет более серьезным. Что может привести к снижению темпов роста мирового ВВП, и дальнейшему падению сырьевых товаров.
И как следствие, российская валюта может пострадать еще сильней. Чрезмерное ослабление рубля вынудит наш ЦБ повышать ставки. Последнее время на ожиданиях снижения ключевой ставки российские ОФЗ пользовались хорошим спросом среди нерезидентов, что способствовало укреплению рубля. Смена ожиданий может изменить предпочтения нерезидентов и капитал начнет утекать из рублевых инструментов, а это может еще усилить давление на рубль.
Можно вспомнить ситуацию 2014 -2015 года. Цены на нефть снижались до 30 долларов за баррель. На пике ключевая ставка ЦБ составляла 17% годовых и доллар стоил 80 рублей. Конечно, подобные движения на рынках — это совпадение сразу нескольких факторов, в 2014 году наша экономика столкнулась еще и с санкционным давлением.
Повторится ли подобный сценарий сейчас мы не знаем. Эпидемия коронавируса оказалась так называемым «черным лебедем». И «прилетел» он как раз в тот момент, когда рынки обновляли максимумы и многие верили в дальнейший рост. Текущая турбулентность на финансовых рынках проверит на прочность мировую экономику. Удастся ли мировым Центробанкам сохранить рост экономики, при том, что ключевые ставки уже находятся на низких уровнях и мер стимулирования не так много?