Московская биржа публикует данные по изменению позиций (нетто-объемов) 30, 70 и 100 крупнейших участников торгов в наиболее ликвидных инструментах — 28 акций, несколько фьючерсов, валютные пары USDRUB, EURRUB и EURUSD. Данные в свободном доступе появляются с задержкой на 2 недели, но уже сейчас можно оценить, как действовали крупные инвесторы в период корона-кризиса 2020.
Я сделал несколько вычислений – суммировал нетто-объемы по 28 акциям отдельно для 30 крупнейших и следующих 30-100 участников и сравнил с динамикой индекса Мосбиржи. Каждый год наблюдается стабильная положительная корреляция между изменением индекса за день и нетто-объемам первых 30 – от 72% до 84% в последние 6 лет. Одновременно корреляция с нетто-объемами следующих 30-100 участников стабильно отрицательная – от -55% до -81% с 2015. О чем это говорит? Что рынок двигают самые крупные покупки или продажи акций. Такие объемы, как правило, проходят у крупных или профессиональных инвесторов. Назовем их smart-money.
То, что на коротком отрезке smart-money выигрывают, не означает, что они в плюсе на более длинном периоде. Например, накопленным итогом топ-30 продали российских акций на 377 млрд. руб. с 2017 по май 2020. Больше всего в 2020 – 140 млрд. Значит соответствующий объем купили все остальные участники, в том числе с 30 по 100 место. Здесь нужно оговориться, что каждый день топ-30 или топ-100 разный, но в целом это не имеет большого значения для разделения на крупнейших и всех остальных.
Итак, в 2020 крупнейшие участники были нетто-продавцами как при обвале рынка в марте, так и при последующем восстановлении. Все это выкупили более мелкие частные инвесторы, которые активно шли на рынок в последние годы и особенно в разгар кризиса. Допускаю, что многие профессиональные управляющие существенно сократили позиции в акциях, не смогли заработать на быстром восстановлении рынка и сейчас негодуют, что рынок якобы потерял связь с фундаментальными факторами и растет несмотря ни на что. Все это говорит о том, что большого снижения рынка не будет и нужно активно набирать позиции в акциях на любом снижении рынка.
В условиях нулевых или низких процентных ставок на рынок может прийти гораздо больше денег и участников. С выбором отдельных акций или рынков, конечно, могут быть сложности. Многие акции и даже сектора переоценены, благодаря покупкам непрофессиональных инвесторов. Как известно, in the short run, the market is a voting machine (машина для голосования) but in the long run, it is a weighing machine (машина для взвешивания).