Китайский потребитель 2017 года: модернизация образа жизни

13 декабря 2017 16:17 UTC

 

Структура расходов китайского потребителя серьезно меняется. Согласно данным потребительского опроса исследовательского института Credit Suisse, китайцы тратят меньше средств на жилье и продукты питания, но больше на улучшение их образа жизни (здравоохранение, путешествия и развлечения) по сравнению с другими развивающимися рынками.

Изучая ежемесячные расходы по категориям, аналитики CSRI считают, что китайские потребители тратят больше средств на улучшение своего образа жизни, на такие товары и услуги, как образование, автомобили, недвижимость и мобильные телефоны.

Рост расходов на дорогостоящие товары продолжает опережать потребление продовольственных продуктов. В Китае наблюдается увеличение расходов на поездки и развлечения, которые в настоящее время составляют 11% от ежемесячного дохода домашних хозяйств, что в два раза выше, чем в 2011 году. Процент выше, чем в любой из стран, участвующих в опросе.

В будущем население в возрасте станет еще больше увеличивать расходы на здравоохранение. По прогнозам, развивающиеся рынки возрастут примерно в два раза по сравнению с развитыми странами. К 2035 году доля населения в возрасте 65 лет и старше в Китае будет аналогична доле в таких странах, как Великобритания и США, что приведет к увеличению спроса на медицинские услуги. В докладе CSRI говорится, что к 2030 году Китай будет расходовать на здравоохранение около 2,3 трлн. долларов США по сравнению с 611 млрд. в 2015 году.

Здоровый образ жизни

Почти 40% китайских респондентов планируют увеличить время, затрачиваемое на участие в спортивных мероприятиях, в то время как почти 80% считают, что они начали питаться правильнее. Потребность в здоровом образе жизни очевидна, поскольку расходы на здравоохранение растут.

Потребление нездоровой пищи будет снижаться. Внешние источники, такие как Nielsen’s Global Health and Ingredient Sentiment Survey (август 2016 года), показывают, что потребители в странах с формирующимся рынком гораздо больше сосредоточены на том, что они едят, чем на развитых рынках. Например, почти 40% потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе потребляют пищу с низким содержанием жира (почти в два раза меньше, чем в Европе или Северной Америке). Также наблюдается более низкий уровень потребления сахара и соблюдение низкоуглеводных диет в Латинской Америке, Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, чем в Европе или Северной Америке. Более того, потребление пива, спиртных напитков и сигарет снижается в годовом исчислении в большинстве обследованных стран.

Данные тенденции ориентируются не столько на молодежь, сколько на потребителей среднего возраста.

Процент респондентов, следующих специальным здоровым диетам

Источник: Nielsen, Global Health and Ingentient Sentiment Survey, Q1 2016

Данное поведение обусловлено увеличением доходов и ожиданиями увеличения дохода домашних хозяйств в течение следующих 12 месяцев. Из поколения, родившегося между 1985 и 1995 годами, по достижении 20-30 лет, формируется относительно богатая группа будущего среднего класса Китая. Ожидается, что в ближайшие пять лет на них будет приходиться 35 процентов общих потребительских расходов Китая.

Ежемесячные расходы в Китае

Источник: Emerging Consumer Survey 2017

Повышение популярности спорта среди всех возрастных групп

Китайское правительство сосредоточено на расширении спортивной индустрии страны, и, как было сказано выше, большая часть респондентов намерена увеличить свою спортивную деятельность. У молодого поколения наблюдается сильнейший спортивный аппетит: 55% из группы от 18 до 29 лет желают больше времени проводить на занятиях спортом, всего лишь 3% указывает на противоположное. Среди граждан в возрасте 56 лет почти 20% хотят стать более активными, и всего лишь 2% планируют снизить уровень своей активности.

Продукты премиум класса являются более предпочтительным выбором

Данные, собранные в CSRI Emerging Consumer Survey, показывают, что китайские потребители с большей вероятностью будут покупать более высококачественные премиум-товары, чем товары массового производства. Такой позитивный импульс наблюдался только у дорогой продукции (недвижимость, автомобили и ювелирные изделия) и товаров «образа жизни» (спортивная одежда и мода). Что касается категории спиртных напитков, то она значительно потеряла позиции по сравнению с прошлым годом. Однако, учитывая, что до 30% респондентов купили бы более дорогие коньячные бренды за последние 12 месяцев, отрицательный импульс, вероятно, обусловлен более дешевыми и некачественными продуктами.

Смартфоны — это исключение

Высокий спрос на продукты премиум класса не включает в себя желание тратить средства на смартфоны. Среди респондентов 92% уже владеют смартфонами, что на 2 и 8% выше, чем в 2015 и 2014 годах соответственно. Однако 71% респондентов предпочитают телефоны, стоимость которых составляет менее 2500 юаней. Это объясняет, почему 52% респондентов выбирают Android, а 24% — iPhone. естественно отечественные бренды смартфонов находятся в приоритете из-за низкой цены и соотношения цены и качества.